Дон в годы революции и Гражданской войны. 1917 – 1920. Том 1: март 1917 – май 1918

onarch.ru онскиеархивы.рф онские Архивы Раздел первый. Документы, письма, дневники 79 нами пострадали. Слово розни – это то слово, которое хочет, чтобы наша любовь распалась. Будем вместе, тогда немцу народа-богатыря не одолеть. Представитель Черкасского окружн[ого] крестьянского союза говорит от тех крестьян, которые жили по участкам, снимая паи. Их гоняли с аренды, с места на место. Хотелось воскликнуть: «Да доколе ж, Господи, нас будут гонять? Теперь твердо верим, что нашим страданиям конец». Среди речи представителя Черкасского окружного исп[олкома] тов[арища] Пращакова, начавшего с воспоминания о павших борцах, весь съезд молча вставанием почтил их память. «Нас воспитал капитал, – говорит тов[арищ] Пращаков, – он нас давил, но он и воспи- тал. И царь был главный представитель капитала. Он думал, что все задушено. Но он ошиб- ся». «Ра зве все кончено?» – спросил он. Я отвечу: «Да! Все кончено!» П редставитель Ростовского совета оф[ицерских] и солд[атских] депутатов призыва- ет не успокаиваться, но стоять на страже свободы. Представитель Таганрогского Совета р[абочих] и с[олдатских] депутатов : «Теперь, когда наших братьев убивают, пусть умолкнут голоса наживы и спекуляции. Нужна моби- лизация тыла, нужна норма и ограничение прибыли». <…> 17 мая. Утреннее заседание <….> 3. Представитель рабочих и солдатских депутатов казак Молчанов выступает с при- ветствием и, желая съезду плодотворной работы, между прочим, говорит: «Казаки и кре- стьяне рука об руку должны идти к одной цели – благу и счастью родины. Мы, казаки, и вы, крестьяне, живем совместно давно. Мы успели породниться, связать себя общими род- ственными узами. Не отстраняйтесь от нас, не бойтесь нас, казаков. Мы, казаки, первые ста- ли на защиту свободы и первые перешли на сторону революции. Темные силы только, пре- данные царскому трону и власти, стараются сеять рознь между нами и вами. Будем жить и работать вместе. В дружной и совместной работе всех нас, а также в сплоченности всех об- щественных организаций, работающих на наше общее благо, – закон нашего успеха по за- креплению тех свобод, которые мы добыли в дни февральско-мартовской революции. Вы решаете возникшие вопросы и между ними – вопрос земельный. Как казак, житель Дона, я желаю вам разрешить вопрос мудро и спокойно, разрешить так, чтобы своим решением вы не отделили бы кого-либо и не нарушили бы чьих-либо интересов». <…> Тов[арищ] Калашников – представитель Москвы, Крестьянского союза, по поводу сде- ланных докладчиком сообщений говорит: «Перед нами завязан земельный узел, по словам докладчика. Как развязать его? Я с трепетом ожидал разрешения поставленного вопроса, я думал, что докладчик укажет, как развязать узел русской жизни, завязанный на нашей шее. Нити способа развязать докладчик не указал. Он лишь нарисовал ужас нашей прошлой жиз- ни. Для нас это важно, но все же мы не получили облегчение. Мы обратимся к докладчику и спросим его: как же развязать узел, затянутый царями и помещиками? Если докладчик ответит нам, мы используем тогда весь его опыт жизни, воспользуемся его сединами. Как быть с казачьими землями, железным кольцом охватившими наши крестьянские участки? Что же мы скажем дома народу? На знамени партии написано: «равенство». Как же совме- стить это равенство казаков с иногородними, а последних – очень много. Есть еще и дру- гой вопрос: на землях лежит страшная задолженность. Как же быть с этими долгами?» Поднимается сильный шум, слышны возгласы и крики: «вон, вон». Калашников пыта- ется говорить, но, уступая общему требованию, уходит из зала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTI1MTE0