Дон в годы революции и Гражданской войны. 1917 – 1920. Том 2: май 1918 – март 1920
Дон в годы революции и Гражданской войны 1917 – 1920. Том II. Май 1918 – март 1920 294 № 142 Из циркуляра Отдела народного образования Александровск-Грушевского района Донецкой губернии УССР о принципах создания новой советской школы № 556 1 февраля 1920 г. г. Александровск-Грушевский Циркулярно Октябрьская революция 1917 года принесла с собою коренное изменение многих сторон народной жизни, ибо эта революция не только политическая, но и социаль- ная. Естественно, что изменения эти коснулись и школы. Школа является могущественным орудием воздействия на народные массы, и по- тому никакое правительство, никакая власть не отказывается и не может отказать- ся от верховного руководства ею. Советская власть коренным образом отличается от власти монархической. В соответствии с этим коренным образом отличается и новая школа от школы старой. Уже отделение церкви от государства и школы от церкви существенно из- меняет характер школы. Отныне религиозный принцип совсем исключается из си- стемы школьного воспитания; Закон Божий перестает быть учебным предметом, и преподавание его в стенах школы абсолютно запрещается, равно как запрещается исполнение в школе обрядов культа, и школа приобретает чисто советский характер. <…> Новая школа именуется единой. Это значит, что вся система нормальных школ составляет одну непрерывную цепь, одну лестницу, одну школу. Прежнее деление школ на начальные, высшие начальные, технические, ремес- ленные, гимназии и пр[очие] уничтожается. Единая школа делится на две ступени: 1-я ступень– с 5-летним курсом для детей от 8 до 13 лет; 2-я ступень – с 4-годич- ным курсом от 13 до 17 лет. Первой ступени школы предшествует детский сад для детей от 6 до 8 лет. На всех ступенях школа является общей для обоего пола. Таким образом, в инте- ресах равенства все дети обучаются в школах одного и того же типа, и все они име- ют право проходить всю школьную лестницу. Ввиду того, с одной стороны, что государству нужны специалисты, а с другой – что узкий специалист, которому чуждо все, не касающееся его специальности, слиш- ком далек от идеала образованного человека, специализация учащихся признается желательной, но допускается не ранее 14-летнего возраста. В виде подготовки спе- циалистов допускается деление 2-й школьной ступени на несколько группировок со- ответственно специальностям, причем некоторые предметы остаются обязательны- ми для всех групп и объединяют их. Новая школа должна быть трудовой. Это значит, что труд в ней является осно- вой обучения и главным воспитательным средством. На первой ступени в основе об- учения полагаются трудовые процессы ремесленного характера, т[о] е[сть] ручной онскиеархивы.рф онские Архивы onarch.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTI1MTE0