Без срока давности

onarch.ru онскиеархивы.рф Донские Архивы 34 35 Без срока давности: преступления нацистов и их пособников… * * * Оккупации советской территории предшествовала разработка в нацистской Герма- нии многочисленных планов ее захвата и использования. Разработкой планов органи- зации управления оккупированными территориями СССР активно занимался Альфред Розенберг, руководитель Внешнеполитического управления НСДАП. В меморандуме о целях войны против СССР и методах установления господства на оккупированных советских территориях от 2 апреля 1941 г. Розенберг охарактеризовал СССР как «кон- гломерат весьма разнородных этнических групп». Считая себя «знатоком Востока», он выделил несколько национальных или географических единиц, на которые предпо- лагалось разделить территорию СССР после нанесенного ему поражения. Среди них была и Донская область, что объяснялось наличием в ней особого населения — ​донских казаков: «В национальном смысле они гораздо менее самостоятельны, чем украинцы, в культурном отношении пропитаны московским духом, политически ориентируются также преимущественно на Москву. Но они более развиты, чем белорусы». При этом Донскую область признавалось желательным распространить «на север вплоть до гра- ниц С аратовской области, чтобы создать в административном плане стык с террито- ри ей расселения немцев Поволжья» 45 . 20 апреля 1941 г. Розенберг был назначен уполномоченным для централизованно- го решения вопросов восточноевропейского пространства, а ровно через два месяца, 20 июня, в докладе «О политических целях Германии в предстоящей войне против Со- ветского Союза и планах его расчленения» обосновал новую концепцию германской политики на Востоке. Розенберг считал, что в задачи германской политики входит «подхватить» национальные стремления народов СССР, придав им определенные госу- дарственные формы. Четыре рейхскомиссариата (имперских комиссариата) должны были «оградить» Германию от «первобытной Московии»: Великая Финляндия, Прибал- тика, Украина и Кавказ 46 . 17 июля Гитлер назначил Розенберга министром по делам оккупированных восточ- ных областей, и он приступил к формированию подведомственной ему гражданской ад- министрации в захваченных районах СССР. На территории от Азовского моря до АССР Немцев Поволжья предполагалось создание отдельного рейхскомиссариата «Дон — ​Вол- га» (в немецких официальных документах Dongebiet — ​земли, примыкающие к Дону) с административным центром в Ростове-на-Дону. На пост рейхскомиссара Розенберг выдвигал Дитриха Кляггеса, главу правительства Брауншвейга. Затем эти территории было решено включить в состав рейхскомиссариата «Украина» 47 . Планировалось создать два новых генеральных комиссариата — ​«Донланд» (Donland; Донскую область) с цен- тром в Ростове-на-Дону и «Волгаланд-Зюд» (Wolgaland-Süd; Южно-Волжскую область) с центром в Сталинграде, переименованном в Волгабург (Wolgaburg). Весенне-летняя кампания 1942 г. на южном участке советско-германского фронта вызвала новую волну проектов административных преобразований на захваченных территориях СССР 48 . Министр по делам оккупированных восточных областей Розенберг в письме Гитлеру 29 июля 1942 г. изложил новый план территориально-политического устройства оккупированных советских областей. В частности, планировалось создать отдельный рейхскомиссариат между Украиной, Кавказом и Уралом, включив в него Ростовскую, Сталинградскую, Воронежскую и Саратовскую области 49 . Но и этот проект, как и планы начала войны, остались не реализованы. Часть уже назначенных чинов- ников гражданской оккупационной администрации так и не смогли покинуть Берлин. В результате вся оккупированная территория СССР делилась на два основных вида: 1) западные районы, включенные в состав рейхскомиссариатов «Остланд» и «Украи- на», с гражданской администрацией, находившиеся в подчинении имперского мини- стра по делам оккупированных восточных областей, 2) восточные районы, прилегавшие к линии фронта, где власть принадлежала военным органам управления — ​главнокоман- дующему немецкими сухопутными войсками, командующим группами войск и армий. Ростовская область, как и вся оккупированная территория РСФСР, вследствие близости к линии фронта, была включена в военную зону под управлением главнокомандующего немецкими сухопутными войсками, командующих группами войск и армий. В админи- стративном отношении в Ростовской области в основном сохранилась прежняя система. * * * Вся полнота власти на оккупированной территории Ростовской области принадлежа- ла немецким (в ряде населенных пунктов — ​румынским и итальянским) военным комен- датурам — ​полевым (фельдкомендатурам) или местным (ортскомендатурам), а в районе боевых действий — ​непосредственно командирам соединений вермахта и союзных ему частей. Военные коменданты отвечали не только за традиционный для них круг вопро- сов — ​охрану территорий, расквартирование и снабжение войск вермахта и его союзни- ков, обеспечение порядка, выполнение приказов командования. Они также вели контрраз- ведывательную работу по выявлению советских диверсантов и враждебно настроенных к оккупантам лиц, насаждали собственную агентуру, проводили регистрацию населения и его мобилизацию на работы, организовывали сбор оружия и другого имущества, фор- мировали вспомогательную полицию и гражданские административные учреждения. В крупных городах комендатура состояла из отделов: военного, полиции и кара- тельных отрядов, сельскохозяйственного, транспортного, регистрации и прописки на- селения, по делам военнопленных, финансового и др. При комендатуре действовали команда охраны, группа связных-мотоциклистов, а также писари и переводчики, на- биравшиеся из местных жителей. Районные и городские комендатуры возглавляли офицеры вермахта. Военным комендантом Ростова-на-Дону являлся генерал-майор Г. Киттель, города Миллерово — ​капитан Ю. Майер. В небольших населенных пунктах комендатуры имели упрощенную организацию и сокращенный личный состав (комен- дант, его заместитель, 1–2 переводчика). Деятельность военных комендатур находилась под контролем служб тыла, дей- ствовавших на оккупированной территории соединений вермахта. В свою очередь, во- енные комендатуры контролировали деятельность сельскохозяйственных комендатур. Их задачей являлось снабжение войск за счет местных ресурсов, организация сельско- хозяйственных работ, хранение сельскохозяйственной продукции. Различия в струк - туре зависели от численности жителей населенных пунктов, специфики хозяйствен- ного развития города или района50. В оккупированных районах и городах Ростовской областей действовало нема- ло полицейских, контрразведывательных и других спецслужб. Полевая полиция вела борьбу против диверсантов, партизан и любых антигерманских проявлений, выявля- ла партийных и советских активистов, проверяла советских граждан, насаждала свою агентуру. Полевая жандармерия следила за соблюдением «нового порядка», выявляла евреев, проводила аресты антигермански настроенных и просто подозрительных лиц. Окружному сельскохозяйственному коменданту подчинялся районный сельско- хозяйственный комендант, последнему в свою очередь — ​районное управление, со- стоявшее из шести отделов (земельного, торгового, финансового, банка, образования, районной полиции). Районная полиция одновременно подчинялась окружному гестапо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTI1MTE0