Победа!

Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия, нарушив договор о ненападении, начала военные действия против нашей страны. Война кардинальным образом изменила жизнь не только тех жителей Дона, которые ушли на фронт, но и тех, кто оставался в тылу. В связи с приближением войск вермахта их жизнь также подвергалась угрозам. Летом 1941 года через Ростовскую область пошёл поток эвакуированных граждан и скота из прифронтовых районов. Осенью сурового 1941 года линия фронта приблизилась к границам Ростовской области. 8 октября 1941 года немецкие моторизованные части вступили на территорию нашей области.

Части Красной армии в период с ноября 1941 года по июль 1942 года не раз пытались преодолеть хорошо укрепленный немецкий оборонительный рубеж, получивший название Миус-фронта, но неизменно откатывались назад, неся большие потери.

В это время на территории Раздорского района шли ожесточенные бои за оборону переправы через р. Дон, которая стала переправой жизни для многих людей, спасавшихся от наступавших немецких войск. В ожесточенных, кровопролитных боях за переправу мужество, смелость и находчивость проявил расчет противотанкового ружья третьего эскадрона 273-го полка под командованием Эрдни Деликова.

В этом году мы отмечаем 80-летие этого события. Хочется ещё раз вспомнить этот день и отдать дань храбрости и мужеству командиру третьего эскадрона 273-го полка 110-й кавалерийской дивизии.

«Утро 21 июля 1942 года сержант Эрдни Деликов встретил на донском берегу. И, наверное, радовался синему небу, тихому бегу волн, сверкающим отраженным сиянием первого луча солнца. Но каково же было его чувство, когда после первых минут забытья, в свете только что рожденного утра, вновь предстала перед Эрдни во всей своей зловещей яви израненная земля, опаленная огнем взрывов, искореженная осколками бомб и снарядов, истерзанная гусеницами вражеских машин, политая кровью. Нет, он не знал, что встречает последнее утро, но он был готов отдать свою жизнь, чтобы возвратить этой земле изумрудную зелень трав, спокойное колыханье хлебного поля, мирный полет птицы над синей гладью реки. ... Он не мог и представить себе, что именно здесь, на донском берегу, его имя станет новой легендой.

... 14 июля 1942 года 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия заняла оборону на левом берегу Дона от станицы Семикаракорской до станицы Багаевской. Перед ней были поставлены боевые задачи: уничтожить вражескую живую силу и боевую технику, не дать врагу овладеть переправами на участке обороны дивизии, не допускать форсирования Дона и выхода фашистов на его левый берег, прикрыть отход ...частей и соединений Южного фронта, обеспечить отход эвакуированного мирного населения, а также переправу государственного имущества.

16 июля вражеская авиация начала бомбить позиции 110-й дивизии, а через два дня фашисты перешли в наступление. ... Превосходящими силами фашистам удалось занять станицы Мелиховскую и Раздорскую. На следующий день они направили в район обороны 292-го кавалерийского полка около пятидесяти бомбардировщиков и мотопехоту с танками. Фашисты решили взломать оборону полка и выйти на левый берег Дона. Но наткнувшись на упорное сопротивление немецкое командование ... начало подтягивать и сосредотачивать крупные танковые соединения ... в районе станицы Семикаракорской и Раздорской, то есть на правый фланг 110-й дивизии, где действовал 273-й кавалерийский полк.

Третий эскадрон полка, в составе которого был и расчет противотанковых ружей под командованием Эрдни Деликова, занимал оборону у хутора Пухляковский.

Несмотря на непрерывный артиллерийский и минометный огонь, массированные бомбежки вражеской авиации, бронебойщики проявляли образцы стойкости и мужества, не давая врагу подойти к переправе. От рева моторов, разрывов бомб, мин и снарядов содрогалась земля.

... Утро 21 июля 1942 года. Опершись грудью на край окопа, склонив прокопченные лица над ружьями, устало дремлют бойцы. Воспаленными от напряжения глазами Деликов всматривается вдаль. О чем он думал в то короткое время затишья, на высоком берегу Дона? ... Эрдни внезапно услышал тонкий звенящий звук. Он нарастал с каждым мгновением и будто сверлил уши. Эрдни встрепенулся, желая отогнать навязчивое ощущение. Но звук не исчезал, а наоборот, становился ещё громче. И вдруг Эрдни понял, что это...

– Товарищ сержант, танки, - опередил его боец из боевого охранения.

И в ту же минуту раздался неистовый грохот. Окутавшись дымом, фашистские танки открыли огонь, и десятки снарядов взрыли землю впереди позиции эскадрона, тысячи пуль засвистели над головами защитников Дона.

Разгорелся новый жестокий бой.

... Бронебойщики, подпустив врага на прицельную дистанцию, вели из укрытий прицельный огонь.

... Но тут фашистское командование ввело в бой свою авиацию. Черными земляными смерчами вздыбился донской берег, всё потонуло в месиве земли, осколков и дыма.

И когда фашисты под прикрытием большого числа бронемашин и авиации стали теснить позиции эскадрона, Эрдни Деликов точным огнем своего противотанкового ружья уничтожил одну за другой три немецких бронемашины и тем создал замешательство в боевых порядках врага. Фашисты откатились немного назад и тогда с новой яростью на позиции эскадрона обрушились пикировщики и огневой вал артиллерии и минометов.

А затем в бой пошла вражеская мотопехота. Перенеся огонь своего ПТР на новую группу фашистов, Эрдни меткими выстрелами подбил три грузовые машины. Оставшиеся в живых фашисты в отчаянии метались по полю, где и находили свою бесславную гибель от пуль защитников Дона.

Фашисты перенесли удар севернее позиций эскадрона и скоро вышли ему во фланг. Эскадрон погибал, но не отходил. В момент, когда Деликов приготовился поразить ещё одну вражескую автомашину, осколком авиабомбы ему оторвало правую ногу. Истекая кровью, Эрдни все же сумел поджечь четвертую автомашину с пехотой врага, но тут раздался новый страшный взрыв и новый осколок врезался в левую ногу отважного сержанта. Смертельно раненный, он собрал все свои силы, приподнялся с земли и в последний раз скомандовал: «Возьмите мое ружье, бейте фашистских гадов! Пусть знают, наши не отступают!»

... Ветер тянул черную пелену дыма над Доном. Гуще всего он клубился там, у позиций третьего эскадрона, где только что закончился бой. Он стал последним для многих защитников древней реки, но ценой жизни своей они не пустили врага на левый берег» (Из очерка В. Дейнега «Его звали Эрдни», опубликованного в газете «Звезда Придонья» в 1983 году 17, 19 и 22 февраля).

28 июля 1942 года красноармейская газета Южного фронта «Во славу Родины!» опубликовала специальное сообщение «Советский богатырь Эрдни Деликов», которое начиналось словами: «... Вчера весь фронт прочитал в нашей газете волнующий рассказ о бессмертном подвиге отважного защитника Дона сержанта Эрдни Деликова. Грозная битва за Дон рождает в наших частях десятки и сотни отважных героев, могучих советских богатырей. Эрдни Деликов – лучший из них, славный из славных, отважный из отважных...»

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 31 марта 1943 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Эрдни Деликов был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

В ходе летнего наступления 1942 года враг оккупировал большую часть Ростовской области, кроме Вешенского и части Верхнедонского районов.

Оккупация Раздорского района немецко-фашистскими захватчиками, по данным ЦДНИ РО (Центр документации новейшей истории Ростовской области) (Ф.Р-9.Оп.4.Д.503.Л.23,24), продолжалась более полугода с 22 июля 1942 года по 10 февраля 1943 года.

Этих дней не смолкнет слава и память о подвиге Эрдни и его товарищей навсегда останется в сердцах благодарных потомков, живущих на донской земле, защищая которую эти бесстрашные герои отдали свои жизни, и будет передаваться из поколения в поколение.

Информацию по материалам муниципального архива и сборников архивных документов Ростовской области подготовила Виктория Смирнова