На Дону претворение в жизнь декрета «О реорганизации и централизации архивного дела» началось в 1920-е годы.
Именно тогда были созданы первые архивные учреждения. Это Донское областное архивное управление (ныне Комитет по управлению архивным делом Ростовской области) и Центральный исторический архив (ныне Государственный архив Ростовской области).
История архивных учреждений города Азова тесно взаимосвязана с деятельностью органов местного самоуправления, административно-территориальными преобразованиями.
Исполком Азовского горсовета с 28 июля 1942 года по 7 февраля 1943 года в связи с оккупацией города Азова немецкими войсками временно прекратил свою деятельность. Архивные документы по работе органов власти Азова с сентября 1941 года и до окончания оккупации города не сохранились. Первое заседание исполкома после освобождения города состоялось 27 апреля 1943 года, а первая сессия Совета – 2 сентября 1943 года.
До 1957 года город Азов административно подчинялся Азовскому району, а Азовский городской Совет депутатов трудящихся находился в подчинении районного Совета.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1957 года город Азов переведен в категорию городов областного подчинения, что ускорило его экономическое и культурное развитие.
Первое поступление документов из ведомственных архивов организаций города Азова на централизованное государственное хранение датировано 1961 годом, но в штатном расписании исполкома должность заведующего архивом отсутствовала.
Руководителями архивных учреждений города в разные годы были:
|
ФИО
|
Годы работы
|
Архивный отдел
|
Железняк Майя Николаевна
|
Январь 1970 - 15.08.1999
|
Дудник Алла Васильевна
|
17.08.1999 - 16.12.2002
|
Бодикова Людмила
Николаевна
|
24.03.2003 - 24.07.2005
|
Сектор муниципального архива (с 2005 по 30.01.2014 – муниципальный архив)
|
Царенко Елена Александровна
|
26.10.2005 - по наст. время
|
Объединенный междуведомственный архив
(Муниципальный архив документов по личному
составу г. Азова)
|
Бусаргина Нина Кирилловна
|
25.03.1993 - 16.09.2013
|
В марте 1993 года в условиях разгосударствления и приватизации был создан объединенный междуведомственный архив документов по личному составу (ОМВА), целью которого было предотвращение утраты документов по личному составу предприятий, организаций и учреждений города, улучшение их хранения и использование в целях социальной и правовой защиты граждан.
21 ноября 1997 года в соответствии с постановлением мэра г. Азова № 1904 объединенный междуведомственный архив преобразован в «Муниципальный архив документов по личному составу г. Азова», который осуществлял сбор, учет, хранение и использование документов по личному составу ликвидированных, реорганизованных организаций и предприятий, не имеющих правопреемника, независимо от форм собственности и подчиненности.
В 2014 году произошла оптимизация муниципальных архивных учреждений города путем объединения муниципального архива и архива документов по личному составу - распоряжением администрации города Азова от 20.02.2014 № 32 создан сектор муниципального архива.
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» основными задачами сектора являются организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
В плановом порядке сектор проводит прием дел, включение документов в состав Архивного Фонда Российской Федерации, паспортизацию архива. На все принятые документы создан учетно-справочный аппарат (описи, предисловия, титульные листы, акты приема-передачи). Сектор проводит согласование номенклатур дел; инструкций по делопроизводству; положений об экспертных комиссиях (ЭК); положений об архиве; консультирование ответственных за работу архивов организаций – источников комплектования.
Архив оказывает методическую и практическую помощь организациям, находящимся в процессе ликвидации, в подготовке документов по личному составу для передачи на архивное хранение - консультирование по проведению экспертизы ценности документов, формированию дел, составлению описей, предисловий и другого научно-справочного аппарата (НСА), предоставление нормативно-методических материалов.
Работники архива проводят работу по исполнению социальных запросов граждан, предусматривающих пенсионное обеспечение, получение льгот и компенсаций при выходе на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также тематических запросов, связанных с имущественными и другими вопросами. Ежегодно исполняется порядка 2 000 запросов.
В целях упрощения процедур получения муниципальной услуги разработан регламент «Информационное обеспечение физических и юридических лиц на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов», заключено соглашение о сотрудничестве между администрацией города, Отделением Пенсионного Фонда и МФЦ в целях обмена документами социально - правового характера, необходимыми для реализации гражданами своих пенсионных прав.
Архив проводит популяризацию архивных документов путем публикации статей, подготовки выставок, встреч с общественностью; сведения, содержащиеся в документах архива используются для написания книг, статей, дипломных работ.
Архивы являются важнейшей частью социальной памяти, культурного наследия человечества. Проходят столетия, одно поколение сменяет другое, а память о прошлом каждым из нас сохраняется в таком уникальном и бесценном источнике, как архивный документ. Открывая архивный документ, мы, работники архивов, испытываем особое чувство прикосновения ко времени.